( 10 Голосов ) 
Категория: О театре
Просмотров: 2603
Печать

 

    Камерный музыкальный театр им. А.А.Ханаху был создан в 1993году. Для республики, где национальное искусство всегда было народным достоянием и предметом особой гордости, рождение музыкального театра вошло в историю этого маленького, но удивительного народа,  совсем нерядовым событием.
   С одной стороны, поводом для создания театра стали причины совершенно прагматичные: в начале 1990г.в республике появилось немало молодых специалистов с высшим вокальным образованием, состоялись выпуски курсов вокального и хореографического отделений местного училища искусств. С другой стороны, решение кадровых вопросов было лишь частью общей проблемы-республике, как воздух, был необходим национальный музыкальный театр, понятный и близкий по духу своему музыкально одаренному зрителю : музыка, танец среди иных сценических искусств на Кавказе всегда были в приоритете.      Художественным руководителе театра стал выпускник факультета музыкального театра отделения режиссеров ГИТИСА Юнус Сулейманов( класс профессора Михаила Борисовича Мордвинова). Главным дирижером – выпускник факультета хорового дирижирование Ростовской консерватории Мурат Хупов. Балетмейстером- постановщиком- Лидия Гукетлева. Для работы с певцами был приглашен выпускник Московского музыкально-педагогического института им. Гнесиных Николай Ефимович  Панурин, работавший в республиканском училище искусств. За очень небольшие сроки фактически был укомплектован творческий состав :оркестр , балет , цех артистов-вокалистов.
      Чего это стоило, уже иная история, но дело было сделано, и отступать некуда. Впрочем, ныне заслуженный деятель искусств России и Адыгеи, создатель коллектива, его бессменный художественный  руководитель Юнус Сулейманов никогда и не сдавал взятые рубежи. Не в его натуре, не в его характере. Истинный сын своего народа, он не только воспринял основы европейской культуры, но сумел преобразовать полученные знания в сплав с национальным, убедив всех в жизненности самой идеи создании музыкального театра в республике. И этот его талант дипломатии уже много лет помогает удерживать за собою лидерство и формирует его авторитет  среди коллег и зрителей
     Театр начинался с концертной программы , в которую вошли произведения адыгейских композиторов, русской и зарубежной классики. Признание же пришло после постановки  оперетты Ж.Оффенбаха «Жанна плачет, Жан смеется». О театре заговорили: кто с восхищением, кто с осторожностью, а кто с изрядной долей скепсиса. Но Юнус Сулейманов на всеобщей восторг и одобрение не рассчитывал и , конечно же, знал ,что это только начало трудного путь.
       На Кавказе говорят: каждый везёт ту гору, на которую  на себя взвалил. И надо отдать должное худруку театра: он никогда не жалуется, и многие проблемы воспринимает с той долей юмора и иронией, которые и помогают не впасть в уныние. Возможно, в том сказываются навыки, приобретенные в менеджерской школе профессора РАТИ (ГИТИСа) Геннадия Дадамяна, выучившего не одно поколение современных руководителей театров, которым приходится работать в новых . рыночных условиях А, может быть, все дело в личности самого Юнуса Сулейманова, в его умении сотворить на сцене праздник .В его желании работать, а в работе унывать особа некогда : афиша театра постоянно пополняется , расширяется. Большое внимание уделяется детскому репертуару: с тех пор, когда была поставлена первая сказка  «Золотой цыпленок» , Камерный музыкальный театр выпускает по 2-3 новых детских спектакля , а прежние юные зрители уже приводят на них своих детей . Первым произведением национальных авторов на сцене театра стала музыкальная комедия» Сварливая невестка» по пьесе Е. Цея на стихи Ч. Паранука с музыкой М. Хупова. Спектакль неоднократно возвращался на сцену Камерного музыкального- в новом  облике , с новым составом, но всегда вписывался в разнообразную жанровую палитру театра, где сегодня место есть и оперетте, и музыкальным сказкам, и водевилям, и мюзиклам.
   Огромную роль в становлении музыкальной части Камерного сыграл дирижер Краснодарского музыкального театра Александр Гончаров. Признанный знаток оперетты и неутомимый труженик, он много лет работает в Майкопе. Во многом благодаря Гончарову, его терпению, мастерству, оркестр театра профессионально вырос и стал действительно важной, неотъемлемой составляющей любого спектакля. Влияние Гончарова сказывается и творческом  росте солистов майкопского музыкального театра.
   Сейчас труппа насчитывает 28 человек. А оперетты  «Летучая мышь» И.Штрауса, «Сильва» И. Кальмана, «Веселая вдова» Ф.Легара,  «Моя прекрасная леди» Ф.Лоу, « Колокольчик» Г. Доницетти,  музыкальная комедия «Дамы и гусары» А.Фредро, Л.Солина, « Прекрасная Елена» Ж. Оффенбах- это всего лишь часть репертуара, в который сегодня входят 20 названий самых разных жанров. В Камерный музыкальный театр поставил мюзикл «Ослепленные» московского композитора Андрея Семенова по пьесе Эдгара Эгадзе (либретто и стихи Владислава Старчевского), в котором коллективу театра пришлось осваивать новый для себя жанр, показав, что вокальные и хореографические возможности труппы еще далеко не исчерпаны. 
Хореография в Музыкальном, надо признать, занимает особое место. Хореограф –постановщик театра заслуженный артист Грузии , заслуженный деятель искусств Республики Адыгея , народный артист Республики Адыгея Аслан Исупов заканчивал Тбилисское хореографическое училище у легендарного Вахтанга Чабукиани. Сам долго танцевал, возглавлял балетную труппу Кутаисского театра оперы и балета. Являясь поборником , как и его учитель, истинно мужского танца, Аслан прекрасно владеет и всем арсеналом классического балетного театра. Это видно  по спектаклям , где его хореография не только украшает, но и придает действию живую, непосредственную динамику, несмотря на заметную неукомплектованность состава танцовщиков. А ведь когда то театр ставил балеты и сложные отрывки, такие как гран-па из «Пахиты» Л. Минкуса.
 Сегодня,  когда в кошельке театра больше не стало, а на сцене прибавилось-согласитесь, случай удивительный,-  Юнус Сулейманов мечтает о постановке в своем театре национальной оперы. Благо, что опыт у него есть-работа над кабардинским спектаклем «Камбот и Ляца» В.Молова в Нальчике. Вот только сможет ли осуществиться  эта мечта?
     Восемнадцать трудных лет театра , уже сказавший свое слово в адыгейской культуре, живет ,доказывая свою готовность к творчеству и демонстрируя свою востребованность у зрителя. В театре верят , что хватит на него заботы и внимания , с которыми сегодня Министерство культуры республики и Адыгейского отделения Союза театральных деятелей относятся ко всем театральным коллективам, помогая и способствуя их  развитию.
 Статья Александра Геннадьева.
 
 
Russian Arabic English French German Greek Italian Spanish Turkish

Довольны ли Вы качеством услуг, оказываемых Камерным музыкальным театром им. А.А. Ханаху?


Рейтинг@Mail.ru